Консультации для педагогов

Примерное содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.

Первая младшая группа

В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.

Определяют, из каких частей состоят машины. Перечень необходимых атрибутов:

  • Набор транспортных средств.
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств.
  • Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.
  • Атрибуты к сюжетно - ролевой игре «транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).
  • Атрибуты для игры в гараж - различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвёртки, насос, шланг).
  • Атрибуты для игры «Водитель и автомобиль», «Автомобили и светофоры».
  • Строительный материал для постройки домиков, машин.
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • Дорожный знак особых предписаний «место остановки автобуса или троллейбуса»
  • Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
  • Игрушки (мелкие машинки, макеты домов, строитель) для игры «Улица города».
  • Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
  • Макет транспортного светофора (плоскостной).

Средняя группа

В средней группе содержание образовательной деятельности усложняется. Объем знаний детей увеличивается, дети поручают:

  • знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом;
  • знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;
  • дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход;
  • правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

  • Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности;
  • Крупные и мелкие дорожные знаки; (дорожный знак особых предписаний «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Пешеходный переход», дорожный знак сервиса «Автозаправочная станция»)
  • Картинки на классификацию видов транспорта;
  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» и др.

Старшая группа

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».

Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

  • Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.

Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

  • Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:

информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица».

Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Подготовительная группа

Содержание уголка более усложняется, добавляются следующие атрибуты:

  • картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор или компьютер);
  • окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД;
  • магнитная доска ( фланелеграф) для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.